Развитие системы дополнительного образования сегодня является одним из условий развития общества в целом и    обеспечения соответствия компетенций новых поколений современным вызовам. Одним из изменений системы дополнительного образования является переход к новым принципам управления, заложенным в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденного в 2016 году. Цель нововведения состоит в том, что посещение выбранных детьми кружков и секций может полностью или частично оплачиваться не из кармана родителей, а за счет государственных бюджетных средств.

Персонифицированное дополнительное образование детей – пилотный проект. Пока он действует не во всех уголках страны.

С 1 января 2020 года Владимирская область является одним из многих субъектов Российской Федерации, внедряющих систему персонифицированного дополнительного образования детей – сертификаты дополнительного образования.

Система персонифицированного финансирования дополнительного образования – это финансово-управленческая система, в рамках которой провозглашается приоритет потребностей ребенка в развитии в системе дополнительного образования. Управление системой на муниципальном уровне осуществляется посредством утвержденной Программы персонифицированного финансирования, устанавливающей на определенный период  номиналы сертификатов дополнительного образования, число и структуру действующих сертификатов, общий объем гарантий по оплате дополнительного образования, категории детей, которым предоставляются сертификаты, а также ограничения по использованию детьми сертификата дополнительного образования при выборе программ определенных направленностей. Фактически за именным сертификатом будут закреплены бюджетные средства для оплаты кружков и секций дополнительного образования, которые ребенок сможет использовать в любой организации вне зависимости от форм собственности (муниципальная, государственная или частная организация дополнительного образования, и даже индивидуальные предприниматели).

Внедряя систему персонифицированного дополнительного образования детей, решаются сразу несколько важных задач:

 - дети получают возможность бесплатно обучаться в любых организациях, в том числе и тех, где ранее родителям приходилось платить свои деньги, при условии вхождения последних в региональный реестр поставщиков услуг дополнительного образования;

- повышается конкуренция на рынке услуг дополнительного образования детей, а значит и  качество предоставляемых образовательных услуг; организации начинают ориентироваться на реальные образовательные потребности детей. Наличие сертификата у ребенка – наличие у его семьи возможности влиять на предложение образовательных программ (по общему закону «спрос рождает предложение»);

- у образовательных организаций, оказывающих качественные и востребованные услуги, появляется возможность привлекать дополнительное бюджетное финансирование;

- происходит «оздоровление» образовательных программ и услуг дополнительного образования, финансируемых за счёт бюджетных средств на разных уровнях, их ориентация на то, что действительно интересно детям;

- открывается доступ новых организаций (частных и индивидуальных предпринимателей) к бюджетным средствам на равных условиях с муниципальными учреждениями.

В целях введения новой организационно-управленческой системы ее правовое закрепление будет осуществляться как на региональном, так и на муниципальном уровнях. На региональном уровне в настоящее время уже подготовлена к утверждению необходимая нормативно-правовая база, включающая концепцию функционирования системы и детальные правила ее организации. На муниципальном уровне до 1 августа 2020 года также будут разработаны и утверждены все необходимые нормативные правовые акты, регламентирующие муниципальную систему сертификатов дополнительного образования.

Организационно-методическое сопровождение внедрения персонифицированного дополнительного образования будет осуществляться региональным модельный центром, выполняющим, помимо прочих, функцию оператора персонифицированного финансирования. В его функции будет входить ведение реестров поставщиков образовательных услуг и реализуемых ими образовательных программ, обеспечение соблюдения участниками системы правил персонифицированного финансирования.

Право ребенка заниматься в учреждении дополнительного образования за счет средств государства подтверждает сертификат дополнительного образования. Он не имеет вещественной бумажной формы,  ребенка вносят в список детей, претендующих на бесплатное посещение кружков и секций.

Для чего  нужен сертификат?  Ведь сегодня родители могут записать детей в бесплатные кружки безо всяких сертификатов?

То, что человек оценивает как бесплатное – оплачивается кем-то другим и остается бесплатным для него, пока за это стабильно платят.

При всей важности дополнительного образования, признаваемой, в том числе, на высшем уровне, ни в Конституции России, ни в одном из федеральных законов не закреплены  права граждан РФ на получение дополнительного образования на бесплатной основе. Никто не отнимет права на образование как такового, но платить за дополнительное образование государство не обязано.

  • Что такое сертификат?
  • Сертификат дополнительного образования — реестровая запись о включении ребенка в систему персонифицированного дополнительного образования, подтверждающая его право на получение дополнительного образования за счет средств местного бюджета в порядке и на условиях, определяемых правовыми актами муниципального района.
    • сертификат учета — статус сертификата дополнительного образования, предусматривающий возможность его использования для обучения исключительно по программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг. Он закрепляет возможность для ребенка получить одну или несколько услуг дополнительного образования в рамках муниципального задания, сформированного для образовательных учреждений, участвующих в эксперименте. Количество услуг, получаемое с использованием сертификата учета, устанавливается органами местного самоуправления. В Гороховецком районе ребенок одновременно может осваивать не более 4-х программ.
    • Сертификат персонифицированного финансирования — статус сертификата дополнительного образования, предусматривающий возможность его использования для оплаты образовательных услуг.

Сертификат виртуален. Это всего лишь идентификационный номер, который присваивается ребёнку во время регистрации. То есть за ребенком закрепляется гарантия, что вне зависимости от того, какую программу дополнительного образования он выберет, к какому поставщику услуг (муниципальному, частному, государственному, индивидуальному предпринимателю) пойдет обучаться, он может рассчитывать на то, что государство заплатит за его обучение.

Средства на сертификате будут ежегодно пополняться (сумма рассчитывается муниципалитетом). В зависимости от стоимости образовательной программы сертификат можно будет направить на обучение по одной или нескольким программам. У каждого ребёнка (семьи) будет открыт свой личный кабинет в электронной информационной системе, в которой можно будет выбирать кружки и секции, осуществлять запись на программы, отслеживать получение услуги и списание средств с сертификата, оценивать образовательную программу и многое другое. Используя сертификат, ребенок (его родители) может самостоятельно формировать свою образовательную траекторию. После выбора программы на ее оплату направляется часть средств сертификата, далее ребенок использует остаток для выбора другой программы. Оплата (вернее даже доплата) за счет средств родителя предполагается только, если остаток на сертификате меньше стоимости программы и только в объеме разницы стоимости.

Сертификат на дополнительное образование детей содержит 4 группы сведений:

  • Уникальный номер, присвоенный документу при регистрации.
  • Ф. И. О. ребенка, на которого выписан сертификат. Повторной выдачи документа не предусмотрено – он предоставляется единожды, а пополнение осуществляется ежегодно.
  • Логин. Нужен для идентификации пользователя на сайте навигатора ДО.
  • Пароль. Вместе с логином нужен для того, чтобы войти в личный кабинет на региональном или муниципальном портале персонифицированного дополнительного образования.

Сертификат не нужно предъявлять, достаточно знать его номер. Воспользоваться системой персонифицированного финансирования может любой ребенок в возрасте от 5 до 18 лет, зарегистрированный и проживающий на территории РФ. С 2020 года записаться на занятия в государственные и муниципальные образовательные центры без этого сертификата уже не удастся. Предоставление детям сертификатов дополнительного образования на территории Гороховецкого района начнется с 25 мая  и до 1 сентября 2020 года.

Сертификаты будут предоставлены всем желающим.

Сертификат не нужно будет получать каждый учебный год, он будет выдаваться единожды и действовать до достижения ребёнком 18 лет.

СИСТЕМА ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Какие усилия ни прилагало бы государство, чтобы сделать привлекательнее дополнительное образование в стране, без стараний родителей вовлечь детей в процесс всестороннего развития не получится. Именно мамы и папы или бабушки и дедушки в первую очередь должны подталкивать ребенка к посещению кружков и секций, а средства на оплату занятий государство уже выделило по системе персонифицированного финансирования дополнительного образования.

Все организации, реализующие программы дополнительного образования, которые хотят функционировать в системе персонифицированного дополнительного образования, должны войти в реестр поставщиков образовательных услуг и внести свои образовательные программы в специальный навигатор информационной системы. Чтобы стать поставщиком образовательных услуг, образовательной организации необходимо направить заявку через информационную систему, расположенную по ссылке http://33.pfdo.ru/ , заполнить заявку и разместить копии документов.

Работа по регистрации поставщиков образовательных услуг в информационной системе начнется в мае 2020 года.

Нормативно-правовые акты по внедрению модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

- Письмо Минобрнауки РФ от 3.07.2018г. № 09_953 О направлении информации (основные требования к внедрению ПФДОД в субъектах РФ)

- Письмо  Минфин РФ "О порядке и условиях финансового обеспечения дополнительного образования детей в негосударственных образовательных организациях"

Письмо-Минкультуры_N-ОВ-500_06-от-20.06.2019-ВХ.01-20290_19-от-21.06

Письмо Министерства спорта МР-1070-06  о включении в систему ПФ дополнительного образования детей

Региональные  нормативные документы:

Распоряжение администрации Владимирской области от 09.04.2020 № 270-р "О введении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Владимирской области"

-Распоряжение администрации Владимирской области от 28.04.2020 № 475 "Об утверждении Правил персонифицированного дополнительного образования детей во Владимирской области"

Правила персонифицированного дополнительного образования детей во Владимирской области"

Муниципальные  нормативные документы:

Документация  МОЦ: